• Главная
  • >
  • Бизнес
  • >
  • Российский топливный союз против трейдеров: кто выиграет?

Российский топливный союз против трейдеров: кто выиграет?

В РТС предложили устранить от торгов бензином с нефтеперерабатывающих заводов. По мнению союза, трейдеры завышают цены на конечный продукт, и это сказывается на потребителях

НПЗ. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Посредников предлагают устранить от торгов бензином с нефтеперерабатывающих заводов. В Российском топливном союзе (РТС) считают, что трейдеры завышают цены на конечный продукт, из-за них растут оптовые цены на топливо. В итоге проигрывают потребители.

Если трейдеров не станет, то, например, с заводов «Роснефти» бензин сможет продавать только сама нефтяная компания и ее структуры. По мнению президента РТС Евгения Аркуши, которого цитирует РБК, ограничения помогут снизить волатильность биржевых цен на топливо.

Трейдеры с этим предложением, естественно, не согласны. Они называют его ограничением конкуренции и считают, что с приходом на рынок монополистов потребители в результате заплатят больше. Комментирует гендиректор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам», которое объединяет трейдеров нефтепродуктов, Илья Мороз:

Илья Мороз генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» «Семь месяцев назад сделали два ценовых индекса. Один показывает ценообразование, где присутствует только продавец, и есть второй индикатор, который учитывает продажи трейдеров и других участников рынка. Если посмотреть на график, как меняются эти цены, невооруженным глазом видно, что они идут друг за другом практически параллельно, и никаким образом от продажи непроизводителей на ценовую конъюнктуру не влияют. К сожалению, потребитель недооценивает масштаб последствий. Когда на рынке остается один монополист, цена всегда растет, потому что нет альтернативы. Я все-таки думаю, что здравый смысл восторжествует, и регуляторы скажут, что нельзя это делать, потому что это противоречит здравому смыслу.

Отрегулировать присутствие трейдеров на бирже РТС пытается уже на протяжении нескольких лет. Однако предложенные ограничения могут в первую очередь быть негативными для биржевой торговли в принципе, считает заместитель генерального директора по инвестициям компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

Дмитрий Александров заместитель генерального директора по инвестициям ИК «Универ Капитал» «Я бы сказал так: систематически мы не можем говорить о том, что потребитель обязательно будет выигрывать. Все-таки я бы несколько разделил то, что происходит на бирже, и то, что происходит на бензоколонке, потому что там слишком много промежуточных звеньев — от оптового трейдера до конкретной АЗС — везде плавающая своя маржа и значительный временной лаг. То есть на самом деле непосредственно на потребителе это может напрямую никак не сказаться, но это может негативно сказаться вообще на развитии биржевой торговли нефтепродуктами. Вот это уже в целом будет для потребителя, скорее, негативно просто в силу того, что падение ликвидности в этом сегменте может привести в дальнейшем к сокращению доли розницы, как минимум независимой розницы, рынок не будет тем ликвидным, в значительной мере саморегулируемым механизмом в хорошем смысле, когда любая небольшая компания может найти необходимые объемы топлива в нужный момент. Это может просто не реализоваться, а изначальная идея, когда создавалась вся концепция биржевой торговли нефтепродуктами, была именно в этом».

Весной 2018 года в России резко выросли цены на бензин. На данный момент они почти в пять раз опережают инфляцию.

После волны протестов правительству пригшлось принять экстренные меры. Кабмин снизил акцизы на топливо и договорился с крупными нефтяными компаниями о фиксированных ценах на заправках.

Источник: bfm.ru