Небо под контролем

Небо под контролем

04.07.2018, 12:59

Каждый день в мире по разным оценкам совершается 25-85 тысяч рейсов гражданской авиации. Миллиарды людей ежегодно совершают перелеты между городами и странами. Самолеты — это один из самых надежных видов транспорта. Безопасность обеспечивается за счет внимательного отношения ко многим факторам. Причем навыки пилотов далеко не единственный. Большое значение имеет правильная работа информационных систем, служб и сотрудников аэропортов.


Люди научились летать лишь 115 лет назад — первый зафиксированный управляемый полет на устройстве братьев Райт продлился всего 12 секунд. А спустя три года на воздушных аппаратах уже совершали показательные перелеты с пассажирами. Сегодня по всей планете построены десятки тысяч аэропортов. Больше всего в США, где их 15 079. Ежедневно в небо отправляются десятки тысяч рейсов. Только в 2015 году, по статистике International Civil Aviation Organization (ICAO) при ООН, путешествие по небу совершили три с половиной миллиарда пассажиров, которые пролетели 6,6 трлн км. По прогнозу International Air Transport Association (IATA, Международная Авиатранспортная Ассоциация), к 2036 году это число удвоится и достигнет 7,8 млрд пассажиров воздушных судов. Аэропорты — одни из самых технологически совершенных зданий, которые только существуют на планете. Они обслуживают рейсы непрерывно — инфраструктура должна работать безотказно круглые сутки, без выходных. При этом нагрузка на аэропорты постоянно увеличивается, как и объем воздушных перевозок. Один из наиболее загруженных воздушных портов находится в США в городе Атланта. В прошлом году он продемонстрировал печальный пример того, что может произойти, если для поддержки работы инфраструктуры используются устаревшие технологии. Внезапный отказ автоматического выключателя вывел из строя весь аэропорт на 11 часов, в результате чего были отменены около 1600 рейсов, 30 000 пассажиров не смогли добраться вовремя до пункта назначения. Потери одной только авиакомпании Delta Airlines, которая пострадала больше всего, оцениваются в $25-50 млн.

Внезапный отказ автоматического выключателя вывел из строя весь аэропорт на 11 часов, в результате чего были отменены около 1600 рейсов, 30 000 пассажиров не смогли добраться вовремя до пункта назначения

Этих проблем сегодня можно избежать, используя современные системы распределения энергии «с цифровой поддержкой» (Smart Panel / «Умный щит») — распределительные щиты с применением интеллектуальных автоматических выключателей, анализаторов качества энергии, устройств микропроцессорной защиты и приборов учета с опцией передачи данных. Здесь новой особенностью является использование IT-технологий в традиционно консервативной и, на первый взгляд, совершенно несовместимой с интернетом вещей сфере деятельности. Такой подход к «отцифровке» системы электроснабжения ещё двадцать лет был невозможен, десять лет назад для многих казался курьёзом, а сегодня прочно входит в жизнь благодаря бурному развитию быстро дешевеющих web-технологий. Сбор и первичный анализ данных, собираемых с сотен подключаемых устройств, безусловно повышает эффективность работы технических служб и позволяет быстро реагировать на малейшие колебания параметров режима сети электроснабжения и состояния её элементов: любое отклонение от нормальных значений генерирует предупредительный сигнал, который будет получен техническим специалистом еще до развития тревожного симптома в аварию. Таким образом уже привычные сегодня web-технологии способны просто и эффективно предотвращать чрезвычайные ситуации. А если все же произойдет нечто чрезвычайное, система даст возможность быстро и правильно оценить происходящее и восстановить работу аэропорта в минимальные сроки.

Получив тревожное сообщение, сотрудник может «провалиться» вглубь проблемной точки электрической сети и на экране компьютера увидеть все, что в ней происходит

Комплексная система EcoStruxure Power от компании Schneider Electric построена благодаря способности современных коммутационных аппаратов стать частью мира интернета вещей и с помощью простых, интуитивно понятных пользователю экранных форм быстро получать полное представление о происходящем, не тратя время на обходы и осмотр оборудования. Получив тревожное сообщение, сотрудник может «провалиться» вглубь проблемной точки электрической сети и на экране компьютера увидеть все, что в ней происходит. Программное обеспечение (система мониторинга Power Monitoring Expert) позволяет перейти к анализу параметров, которые предшествовали тревожному отклонению, контролировать тысячи точек сети электроснабжения и вести архив событий по каждой из них. Это безопасно, так как не требует физического осмотра электрооборудования; это эффективно, поскольку снижает время на осмотры и обходы оборудования; это надежно, так как ПО и используемые аппараты и устройства протестированы производителем и на совместимость. Наконец, это соответствует стандартам, в том числе правилам кибербезопасности (что особенно важно для объектов критической инфраструктуры).

Системный подход к такому построению сети электроснабжения полностью оправдан не только для объектов транспортной инфраструктуры, но именно здесь как нельзя кстати, поскольку любое незапланированное отключение электроснабжения всякий раз парализует работу огромного транспортного узла, приносит огромные убытки и создает критические проблемы для десятков тысяч людей.

Швейцарский подход

Двадцать тысяч метров «умного» дома

Примером внедрения EcoStruxure Power является Женевский аэропорт в Швейцарии. Он не настолько загружен, как транспортный узел Атланты, но пассажиропоток, проходящий через него, постоянно растет. Это международный аэропорт мирового класса, через который проходит 15 миллионов человек в год (с прогнозом 25 млн в 2030 году). Владельцы аэропорта начали готовиться к росту пассажиропотока заранее и в 2011 году инвестировали в реконструкцию пассажирских и грузовых терминалов. Модернизацию системы электроснабжения пришлось производить с учетом требования, чтобы сами действия в процессе реализации не прерывали нормальную работу аэропорта. Для решения такой задачи понадобилось привлечение профессионального партнера, и в 2011 году при участии компании Schneider Electric началась реализация проекта MEGA — модернизация электрических систем Женевского аэропорта. Работы велись в соответствии с правилами построения архитектуры EcoStruxure. На первом этапе специалисты полностью перестроили систему среднего напряжения и развернули систему мониторинга. Щиты распределения электроэнергии 0,4 кВ были оснащены необходимыми устройствами, способными измерять и передавать поток информации на центральный сервер системы мониторинга. Благодаря этому сотрудники аэропорта теперь владеют инструментом для превентивной диагностики системы электроснабжения и своевременных корректирующих воздействий.

База информации о том, куда и когда тратится энергия, дает возможность не только снижать трудозатраты и уходить от внезапных аварий, но также повышать и поддерживать энергоэффективность объекта

В Женевском аэропорту вероятность сбоев в работе электрических систем сведена к минимуму. База информации о том, куда и когда тратится энергия, дает возможность не только снижать трудозатраты и уходить от внезапных аварий, но также повышать и поддерживать энергоэффективность объекта, так как делает очевидными слабые места и неэффективные нагрузки. Как отметил Флориан Кошар (Florian Cochard), главный энергетик Женевского аэропорта, «все оборудование для нас теперь абсолютно прозрачно, и это действительно было сделано без нарушения нормальной работы аэропорта». Программно-аппаратный комплекс может обновляться и масштабироваться также без приостановки работы транспортного узла, хотя охватывает все участки и процессы, связанные с проходом пассажиров и грузов — от парковки автомашин до посадки на рейс и взлета.

А что сейчас? А что у нас?

Для России такие технологии также весьма актуальны. В стране с самой большой территорией в мире действует около 250 аэропортов. Через крупнейший — московский международный аэропорт «Шереметьево» — только за прошлый год прошло более сорока миллионов пассажиров. В ближайшие пять лет, как прогнозируют власти Московской области, эта цифра может вырасти вдвое.

Schneider Electric совершенствует свое предложение и дополняет его «цифровыми» автоматическими выключателями, которые производятся теперь в России и для России и уже по умолчанию «готовы к разговору».

EcoStruxure Power — интеллектуальные системы электроснабжения — могли бы не только справиться с увеличением нагрузки и избежать неожиданных сбоев и работ по ликвидации аварий, но и повысить престиж профессии инженера-электрика технической службы. И кроме того, позволили бы увеличить эффективность и персонала, и энергопотребления. Это — готовность к Будущему.

Узнать больше об EcoStruxure
и промышленном интернете вещей

Другие материалы проекта

Источник: newsrussia.today